Учитель-логопед МБДОУ №421
Консультации логопеда для родителей "Если ребёнок не говорит"
1. Гении – молчуны Незначительная задержка речевого развития может наблюдаться даже у взрослых детей и не вызывать у родителей и у врачей беспокойства. Например, общепринято, что девочки, как правило, начинают раньше ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем их сверстники- мальчики. Кроме того, нередко поздноговорящие дети долго молчат, а потом вдруг за считанные дни начинают говорить сразу целыми предложениями. Чаще всего такой феномен наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроха сначала активно накапливает информацию: он наблюдает, анализирует и запоминает. Он прекрасно понимает обращённые к нему слова, просьбы, вопросы, но отстаёт на первый взгляд в речевом развитии от своих сверстников. Для того, что бы такой молчун заговорил, нужен “толчок”. Когда возникает насущная необходимость использования речи (например, малыш попадает в коллектив активно общающихся между собой сверстников, где он уже не может желательного без использования слов), весь пассивный словарный запас “прорывается” наружу. Большую роль в том, когда карапуз скажет своё первое слово и предложение, играет наследственный фактор. Если мама или папа малыша начали говорить поздно, то велика вероятность, что их дети будут долго “отмалчиваться”. Немаловажно и то, какая культура общения сложилась в семье. У немногословных родителей редко выпростают разговорчивые дети. Так что если вы хотите, чтобы малыш заговорил как можно раньше, имел большой словарный запас, разнообразьте свою речь, а не отделывайтесь простыми односложными ответами и короткими указаниями. Все эти ситуации не дают повода для волнения, если кроха понимает слова и выполняет обращенные к нему просьбы. Однако если к трём годам малыш так и не начал говорить простыми предложениями, то о норме речи уже не идёт. 2. Синдром Маугли Чаще всего синдром Маугли встречается у детей из неблагополучных семей, где им не уделяют никакого внимания. Но даже в семьях, где на первый взгляд всё хорошо, уход за ребёнком может сводиться только к удовлетворению его физических потребностей. На самом деле даже новорождённому необходимо, чтобы взрослые с ним разговаривали. Общение важно для нормального речевого развития. Более того, оно должно быть активным – значимым (не просто бессмысленным набором звуков или слогов), вызывать у малыша положительные эмоции и побуждать его отвечать на обращенные к нему слова. 3. Когда слова не нужны Проблемы с речью могут возникать не только у детей с диагнозом “психологическая запущенность”, но и у малышей, которым родители, наоборот, уделяют много (иногда чрезмерно) внимания. В таких семьях ребёнок превращается в смысл жизни своих родителей. Мама крохи с самого рождения понимает своё чадо буквально без слов и выполняет любое желание ещё до того, как тот успел его выразить. Детям, чьи желания всегда понятны родителям и беспрекословно выполняются, просто нет необходимости учиться говорить, поэтому они начинают разговаривать поздно, мало, вяло и с неохотой. Нередко на приёме у специалиста выясняется, что такие малыши перенесли родовую травму и получили неврологические нарушения, которые выражены не очень ярко и вряд ли повлияли бы на развитие речи, если бы не искреннее желание родителей облегчить, таким образом, жизнь своих детей. 4. Сколь можно сюсюкать? При виде очаровательного карапуза взрослым сложно удержаться от того, чтобы не заговорить с ним на таком же “детском” языке, что и он. Слова без смысла (“агу-агу”) и искажение звуков (“какие мы холосенькие”) кажутся смешными и умилительными, но в дальнейшем могут привести к проблемам с речью у ребенка. Конечно, никто не утверждает, что с младенцем надо разговаривать как со взрослым. Общение с крохой до года может и должно проходить эмоционально. В этот период допустимо использовать слова – знаменатели, которые ребенок в состоянии повторить (“би-би” – машинка, “ав-ав” – собака). Но по мере взросления малыша эмоциональное общение постепенно сменяется предметно-действенным, когда для ребенка становится важен смысл, а не просто интонация сказанного. Если же взрослые продолжают общаться с крохой на эмоциональном уровне, то это чревато проблемами с речью и задержкой психического развития ребенка. С 9-12 месяцев пора переходить на “взрослую” речь. Если кроха показывает на собаку и говорит “ав-ав”, согласитесь с ним, “переводя” детский язык на обычный: “Правильно, это собака”. Звукоподражательные слова можно использовать только в связке с правильным словом: “Это кошка. Она говорит “мяу””. 5. Если кроха – молчун Обычно логопеды начинают заниматься с детьми не раньше трех лет. До этого времени речевое развитие ребенка, независимо от его словарного запаса и “разговорчивости”, врачей не беспокоит. Между тем в некоторых случаях будущие проблемы с речью можно диагностировать у ребенка еще в период младенчества, и чем раньше родители займутся их корректировкой, тем лучше. Существуют простые рекомендации, с помощью которых можно развить у малыша речевой навык, побудить его к общению и расширить словарный запас •Во время общения и игр с ребенком (даже с самым маленьким) проговаривайте вслух все, что вы делаете. Если кроха просит что-то и показывает на игрушку, просите его повторить за вами “дай”, “вот”. •Развитие мелкой моторики (игры с мелкими предметами, раскрашивание, рисование, лепка с четырех лет – прописи для малышей) стимулирует и речевое развитие крохи. •Задавайте простые вопросы, чтобы развить понимание, и сами на них отвечайте, если ответа нет (“Где мама?” – “Вот мама”, “Кто то?” – “Это папа”). Вопросов должно быть немного, чтобы не “перезагрузить” малыша. Выражайте радость и хвалите карапуза за любую попытку ответа. •Развивайте слуховое восприятие. Пусть малыш послушает, как звучит колокольчик и барабан, а потом попробует на слух определить, какой инструмент раздает тот или иной звук. Выберете какой-нибудь “звучащий” предмет (например, заводную музыкальную игрушку), в отсутствие ребенка заведите ее и спрячьте. Попросите малыша найти ее по звуку. Сыграйте в игру “как рычит большой и маленький медведь”. Для этой игры не имеет значение, умеет ли карапуз выговаривать букву “р”. Главное – с помощью тембра и громкости показать разницу между взрослым мишкой и медвежонком. •Для пополнения словарного запаса помогут карточки с изображением вещей и животных, картинки в книгах. Показывайте и обсуждайте их с ребенком, обращайте внимание на изображение, называйте его, попросите показать предмет или персонаж (“Вот кошечка. Покажи, где кошка? Кошка говорит “мяу”. Как говорит кошка?”) К 4 годам можно просить малыша описать увиденное на картинке, загадывать ему загадки, используя для описания только прилагательные (“Угадай, что это – овальный, желтый, кислый?”) или глаголы (“Кто мяукает, царапается, шипит?”) •Полезные игры с поддуванием мыльных пузырей (дуя на пузырь, нужно не дать ему коснуться пола), маленьких перышек, кусочков ваты или бумаги. •Для тренировки памяти, автоматизации и улучшения произношения звуков хорошо подходят стихи, потешки, скоро – и чистоговорки. Но не стоит заставлять ребенка учить стихотворение сразу наизусть и добиваться безукоризненного произношения скороговорок. Достаточно их просто читать так часто, как это интересно ребенку. Пусть он заканчивает знакомые строчки, повторяет за вами сложные слова – сначала по слогам, потом целиком. Со временем стихотворение запомнится само собой. •Во время игр обращайте внимание на настроение малыша. Если у него сейчас нет желания заниматься или же он устал, не настаивайте. Играть лучше несколько раз в день по несколько минут, чем два раза в неделю по часу. С таким режимом вы лишь отобьете у крохи желание продолжать обучение.
22 марта 2015 в 17:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.